история
Адрес | ул. Красина, 94 |
---|---|
Герой |
В этом доме жил Герой Социалистического Труда почетный железнодорожник поездной диспетчер отделения дороги Федотов Николай Парфёнович
Николай Парфёнович Федотов родился 14 декабря 1920 г. в посёлке Варгаши (ныне Курганской области). С трёх лет остался без родителей, воспитывался у старшей сестры. В 1936 г. окончил семилетку и поступил учеником на телеграф при станции Каясан Южно-Уральской железной дороги. В 1940 г. окончил Курганскую техническую железнодорожную школу, получил специальность дежурного по станции и работал на станциях Травяны и Синарская.
В 1941 г. Николай Парфёнович был призван в Красную Армию. Осенью сорок первого помощник командира взвода автоматчиков сержант Федотов защищал Москву, в апреле сорок второго был ранен. После излечения работал на станции Синарская. В 1943 г. Федотов вступил добровольцем в формирующийся на Урале танковый корпус. В составе роты противотанковых ружей Свердловской танковой бригады он участвовал в боях под Орлом и Брянском. Был снова ранен, на фронт больше не вернулся. За мужество в боях награждён пятью медалями. После демобилизации Николай Парфёнович работал дежурным по станции Варгаши, помощником начальника станции Шумиха. С 1950 г. работал поездным диспетчером станции Курган. В 1967 г. заочно окончил Челябинский техникум железнодорожного транспорта.
Годы работы Федотова на железной дороге были временем совершенствования форм и методов диспетчерского командования движением поездов. Николай Парфёнович прославился как один из организаторов работы по увеличению пропускной способности поездов. В 1966 г. он выступил с почином повысить участковую скорость поездов на один километр в час по сравнению с плановой. На Макушинском участке, за который отвечал Федотов, движение было очень насыщенным, и все же диспетчер находил резервы. Ему удавалось, чаще прибегая к радиосвязи, своевременно информировать машинистов, какие поезда находятся впереди и позади них, рекомендовать им, какую держать скорость в том или ином случае, чтобы использовать даже самый незначительный интервал между поездами. В результате за восемь месяцев 1966 г. по участку прошли дополнительно несколько сотен поездов.
Бюро Курганского обкома КПСС рекомендовало распространить федотовский метод среди работников железнодорожного транспорта области. Прошло немного времени, и многие диспетчеры магистрали стали применять этот метод, обогащая его своим опытом. В конце 1960-х гг. по-новому работали уже все диспетчеры Курганского отделения. Этот почин был подхвачен на всех железнодорожных магистралях страны.
За плодотворный вклад в работу железнодорожного транспорта Николаю Парфёновичу пять раз присваивалось звание лучшего по профессии Южно-Уральской железной дороги и один раз по сети дорог СССР. В 1966 г. он был награждён орденом Ленина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 мая 1971 г. Николаю Парфёновичу Федотову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Он был награждён медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», знаком «Почётный железнодорожник».
Николай Парфёнович принимал активное участие в общественной жизни, был членом ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта, депутатом районного Совета депутатов трудящихся, членом Советского райкома КПСС, много раз выступал с докладами по обмену опытом работы, публиковал статьи в местной и центральной печати о своём методе диспетчерского командования.
Скончался Федотов 11 июля 1986 г. Похоронен в Кургане, на центральной аллее кладбища Рябково.